Урок биологии 8 класс артериальное давление

Движение крови по сосудам. урок. Биология 8 Класс

Урок биологии 8 класс артериальное давление

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом происходит циркуляция крови в нашем организме. А также поговорим о таких важных показателях, как артериальное давление и пульс, и об их измерении.

Тема: Кровь и кровообращение

Урок: Движение крови по сосудам

Сердце ритмически сокращается, выбрасывая кровь в сосуды, но кровь течет непрерывно и всегда в одном направлении. Таким образом, в нашем организме есть механизмы, позволяющие крови непрерывно течь по сосудам.

Рис. 1.

Биофизика – наука, которая изучает физиологические процессы нашего организма (см. Рис. 1).

Гемодинамика – наука, которая изучает движение крови по сосудам, так как оно подчиняется законам гидродинамики.

Основные причины движения крови в организме:

– Сокращение сердца

– Особенности строения кровеносных сосудов (эластичность артерий, клапаны вен)

– Разница давлений между артериями и венами

Максимальное давление в артериях достигает 120 – 130 мм. рт. ст. В капиллярах это значение снижается до 30 – 40. А в венах может достигать отрицательных величин (-5 мм. рт. ст.).

Таким образом, согласно законам гемодинамики, кровь движется из области с высоким давлением в область с низким давлением.

Впервые кровяное давление измерял в 1733 году Стефен Хейлс. Он измерял давление у лошади, вскрыв ее артерию и пустив кровь в латунную трубку (см. Рис. 2).

Рис. 2.

Сейчас кровяное давление измеряют непрямым способом. Впервые это сделал итальянский врач Рива-Роччи (см. Рис. 3). Он изобрел прибор, который позволял измерять артериальное давление в момент сжатия желудочков. Метод был основан на получении значения давления, которое необходимо приложить к артерии для ее пережатия.

Рис. 3.

Максимальное артериальное давление – давление крови в момент сокращения желудочков. Еще его называют систолическим или верхним давлением.

Минимальное давление – давление крови в момент диастолы желудочков. Еще его называют диастолическим или нижним давлением.

В 1905 году русский медик Коротков усовершенствовал этот прибор (см. Рис. 4). И он стал позволять измерять не только систолическое, но и диастолическое давление.

Рис. 4.

Измерение давление проводится с помощью тонометра (см. Рис. 5).

Рис. 5. Тонометр

Накачав воздух в манжету, сдавливают артерии плеча. Затем постепенно выпускают воздух из манжеты, и появляется своеобразный звук, который совпадает с уровнем систолического давления. Исчезновение звука соответствует диастолическому давлению (см. Рис. 6).

Рис. 6.

Показатели давления человека практически не зависят от пола, но меняются с возрастом (см. Рис. 7).

Рис. 7.

Гипертония – заболевание, при котором давление постоянно находится за верхней границей нормы.

Гипотония – заболевание, при котором давление постоянно находится за нижней границей нормы.

Люди младше 20 лет могут самостоятельно рассчитать свое давление по следующей формуле (см. Рис. 8):

Рис. 8.

Но реальное давление человека не всегда совпадает с расчетами. Оно может меняться в течение дня, в зависимости от физического и эмоционального состояния. При интенсивной физической работе давление увеличивается.

Пульс – это ритмичное колебание стенок артерий.

Рис. 9.

Пульс измеряется в ударах в минуту (см. Рис. 9).

В организме взрослого человека около 5 литров крови, но по организму циркулирует около 55% всей крови. Остальная располагается в депо крови и распределена в коже, печени и селезенке.

Во время физической нагрузки кровь выходит из депо и пополняет количество циркулирующей крови.

Кровь по сосудам распределена неравномерно и направляется к тому органу, который в данный момент наиболее интенсивно работает. Это доказал физиолог Моссо (см. Рис. 10).

Рис. 10.

Он положил человека на точные весы. И в той области, которая работала и нуждалась в большем количестве крови, вес увеличивался.

Список рекомендованной литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. – М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. – М.: Вентана-Граф.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Meduniver (Источник).

2. Shadrinsk-med.ru (Источник).

3. Uvsr.stu.ru (Источник).

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 120, задания и вопрос 1, 2, 3, 4, 5.

2. От чего зависит изменение пульса и АД?

3. Кто первым измерял АД? Каким образом это было сделано?

4. Проведите небольшую лабораторную работу, в ходе которой измеряйте пульс и, по возможности, АД своих близких.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/8-klass/tema-5-krov-i-krovoobrawenie/dvizhenie-krovi-po-sosudam

Урок, Планирование по биологии на тему

Урок биологии 8 класс артериальное давление

8 класс Кровяное давление и пульс.

Цели:образовательные: формировать понятие о кровяном давлении, пульсе; раскрыть причины движения крови по сосудам; выяснить причины изменения кровяного давления и движения крови в различных отделах кровеносной системы; проводить наблюдения за собственным организмом: подсчитывать пульс, измерять артериальное давление; характеризовать причины движения крови по организму;

развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память, умение делать выводы на основе сравнения;

воспитательные: воспитывать навыки здорового образа жизни, самоконтроля.

Формируемые универсальные учебные действия

Личностные: осознавать единство и целостность мира, бережно относиться к собственному здоровью;

Регулятивные: постановка учебной цели, составление плана и последовательности действий, развитие навыков контроля;

Познавательные: уметь использовать знания. приобретенные ранее, находить и использовать нужную информацию, устанавливать причинно – следственные связи;

Коммуникативные: развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы, выражать свои мысли.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, таблица, учебник, тонометр, фонендоскоп.

Ход урока

1.Орг. момент

2.Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

-Каково строение сердца? (у доски)

-Что такое систола? диастола?

-Что такое сердечный цикл?

На экране- большой и малый круги кровообращения. 1 вариант описывает малый круг, 2 вариант-большой круг кровообращения. Обмениваются, взаимопроверка. На экране-верные ответы.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспрерывно, преодолевая силу тяжести?

4.Сообщение темы, задач урока

5.Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

1.Движение крови по сосудам (рассказ учителя, беседа)

Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях создается давление.

Кровь течет с разной скоростью по различным участкам кровеносного русла. В аорте она наибольшая- примерно 0,5м/с, а в капиллярах она наименьшая- примерно 0,5- 1,2 мм/с.

Благодаря медленному току крови в капиллярах кислород и питательные вещества успевают проникнуть в клетки, а продукты их жизнедеятельности и углекислый газ- проникнуть в кровь.

Скорость движения крови в венах по мере приближения к сердцу постепенно увеличивается до 0,2 мм/с.

А. Движение крови по артериям

Когда сердце выталкивает кровь в артерии, они расширяются под действием давления крови на их стенки. Сила выталкивания крови такова, что давление крови в участках сосудов, расположенных близко к сердцу, становится больше, чем давление крови в участках сосудов, расположенных дальше от сердца. Поэтому кровь стремиться двигаться из области повышенного давления в область пониженного.

Б. Движение крови по венам.

Стенки вен тоньше и мягче стенок артерий. Движению крови по венам способствует сокращение скелетных мышц, окружающих вены. Этот механизм перемещения крови в венах называют мышечным насосом. Кровь по венам продвигается к сердцу. В обратном направлении кровь двигаться не может, потому что в венах расположены карманные полулунные клапаны.

В.Движение крови в капиллярах.

Капилляры – тончайшие сосуды, диаметры которых 5-7 мкм, длина – 0,5 – 1,1 мм. Они пролегают в межклеточном пространстве, тесно соприкасаются с клетками органов и тканей. Через их стенки осуществляется обмен веществ между кровью и тканями, поэтому скорость течения крови в капиллярах невелика – 0,5 – 1 мм/с.

За счет разницы давления крови в сосудах, последняя устремляется в область более низкого давления, т. е. течет от артерий к венам.

-Почему кровь течет с разной скоростью по различным участкам кровеносного русла?

-В каких сосудах скорость крови наибольшая и почему?

2.Кровяное давление (работа с текстом учебника-с.64, беседа)

Кровяное давление – это давление, которое кровь оказывает на стенки кровеносных сосудов.

Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца.

У здорового человека при выталкивании крови из желудочков сердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 80 мм рт. ст.

Эти показатели известны нам под названием верхнего и нижнего давления. Разница между систолическим и диастолическим давлением в норме составляет 30 – 60 мм рт. ст.

Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приема различных стимулирующих веществ (кофе, чай повышают давление) или медикаментов.

При заболеваниях сердца и сосудов величина артериального давления может сильно измениться. Обычно артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора – тонометра.

Демонстрация измерения кровяного давления. Тонометр.

Уровень кровяного давления у человека с возрастом меняется. От 16 до 50 лет давление равно 110-126 мм рт. ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 мм рт. ст. Если кровяное давление поднимается выше 150 мм рт. ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 110 мм рт. ст. — это гипотония.

3.Пульс (работа с текстом учебника-с.65, беседа)

Пульс – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий, синхронное с сокращениями сердца. Его можно прощупать, если на артерию, находящуюся вблизи поверхности тела (запястье), положить палец, прижимая артерию к кости.

Частота пульса взрослого человека в покое в среднем равна 70 ударам в минуту. При физической нагрузке частота пульса увеличивается, потому что сердце должно работать быстрее, чтобы обеспечить мышцы всем необходимым для работы.

6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков

Отметьте знаком «+» правильные утверждения, а знаком «- « – неправильные.

1.Движение крови по сосудам называют кровообращением.

2.Гипертония – пониженное давление крови.

3. Максимальная скорость движения крови – в крупных артериях.

4.Стенки вен толще и более эластичны, чем стенки артерий.

5.Пульс – это ритмическое колебание стенок вен, возникающее благодаря изменениям давления в сосудах в ритме сокращения сердца.

6. Пульс и кровяное давление – постоянные показатели, не зависящие от пола, возраста и физиологической активности человека.

7. У здорового человека кровяное давление в течение суток постоянно.

8. Самое низкое кровяное давление в венах.

9. Движению крови по венам способствует сокращение скелетных мышц.

10. Давление крови одинаково в разных частях кровеносной системы.

Практическая работа № 2

Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке.

После выполнения работы – сравнение, обсуждение результатов.

7. Анализ достижений учащихся, оценивание.

8. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания: § 24 проработать, выучить термины, повторить § 23, подготовить сообщения о сердечно – сосудистых заболеваниях.

-Урок понравился, потому что…

-Урок не понравился, потому что…

-Я усвоил то, что…

Источник: https://infourok.ru/urok-planirovanie-po-biologii-na-temu-krovyanoe-davlenie-i-puls-8-klass-4077609.html

Движение крови по сосудам

Урок биологии 8 класс артериальное давление

Кровь в организме человека движется по замкнутой системе кровеносных сосудов. Непрерывное движение крови происходит благодаря сокращениям сердца, которое работает как насос.

При каждом сокращении сердца левый и правый желудочки выталкивают в аорту и лёгочную артерию по 60 – 80 миллилитров крови.

Количество крови, которое выбрасывается желудочком за одно сокращение, называется ударным или систолическим объёмом.

Если умножить частоту сердечных сокращений на систолический объём, мы вычислим минутный объём крови.

В состоянии покоя он составляет около 5 литров.

Когда кровь выталкивается в аорту и лёгочную артерию, они растягиваются, и в сосудистой системе создаётсядавление. Кровь, как и любая другая жидкость, течёт из области более высокого давления, в область, где оно ниже.

Чтобы лучше понять, как происходит движение крови, сравним кровеносный сосуд с рекой, русло которой то сужается, то расширяется. Из курса физики или жизненного опыта вы наверняка знаете, что в узких местах течение более быстрое, а в широких медленное.

Однако, мимо каждой точки берега за одно и то же время протекает одинаковое количество воды. Скорость течения крови в разных отделах определяется суммарной площадью кровеносного русла.

Скорость крови обратно пропорциональна общей площади поперечного сечения кровеносных сосудов.

Самой большой площадью поперечного сечения обладают (суммарно) капилляры, самой маленькой – аорта. Поэтому самая большая скорость тока крови в аорте – примерно 0,5 метра в секунду, в венах0,25 метра в секунду. В капиллярах скорость движения крови наименьшая и составляет от 0,5 до 1,2 миллиметра в секунду.

Несмотря на то, что кровь поступает в аорту и лёгочный ствол порциями, по сосудам она течёт непрерывной струёй.

Стенки аорты и артерий обладают эластичностью, они растягиваются во время сокращения желудочков и вмещают в себя выбрасываемую сердцем кровь.

В силу упругости сосуды уменьшают свою ёмкость и проталкивают кровь вперёд, в результате чего происходит расширение стенки и повышение давления на соседнем участке.

В местах, где крупные артерии проходят близко к коже, например на висках, по бокам шеи, у основания кисти руки, можно прощупать толчки, которые называются пульсом.

Пульсэто периодические колебания стенок сосудов, связанные с изменением их кровенаполнения в течение одного сердечного цикла. При сокращении левого желудочка кровь с большой силой выбрасывается в аорту и растягивает её стенки.

При этом возникает волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерий. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению.

Измерив пульс, можно узнать скорость, силу и ритм сердечных сокращений, судить о работе сердца.

Давление, которое кровь оказывает на стенки кровеносных сосудов, называется кровяным давлением. У здорового человека уровень кровяного давления постоянен, как и температура тела.

Кровяное давление регулируется нервной системой и обеспечивается изменениями просвета сосудов и силы сердечных сокращений.

В течение сердечного цикла давление в аорте колеблется от 115 – 140 миллиметров ртутного столба до 60 – 85 миллиметров ртутного столба. Эти колебания возникают в результате ритмической деятельности сердца.

Давление в момент сокращения желудочков получило название систолического, или максимального, артериального давления.

Давлениев момент расслабления желудочков называется диастолическим или минимальным артериальным давлением. При движении крови по сосудам её давление постепенно уменьшается.

В мелких артериях давление снижается до 70 миллиметров ртутного столба, в капиллярах оно составляет примерно 40 миллиметров ртутного столба, в мелких венах – 20 миллиметров ртутного столба, а в полых венах вблизи их впадения в правое предсердие приближается к нулю.

Благодаря разности давления крови в артериальном и венозном отделах обоих кругов кровообращения кровь продвигается по сосудам и возвращается к сердцу.

Впервые артериальное давление было измерено Гэлсом. Он ввёл стеклянную трубку в артерию лошади и наблюдал, как при каждом сокращении сердца кровь под давлением поднимается вверх по трубке на высоту до двух метров. Этот метод измерения давления был технически усовершенствован и до сих пор применяется в экспериментах на животных. Он называется прямым или кровавым.

Измерять кровяное давление можно с помощью тонометра. Пациенту надевают на плечо полую камеру-манжетку, которая соединена с манометром и резиновым баллоном для нагнетания воздуха. Фонендоскоп прикладывают к месту локтевого сгиба там, где проходит плечевая артерия.

Далее в манжетку накачивают воздух до тех пор, пока ниже манжеты не исчезает пульс. Звуков в это время в фонендоскопе не слышно. Выпуская воздух, врач фиксирует момент появления пульсирующих шумов и отмечает показания манометра. Так устанавливается систолическое артериальное давление. Момент исчезновения шумов соответствует уровню диастолического артериального давления.

В настоящее время широко используются автоматические тонометры. Они не требуют использования фонендоскопа. Их электронная схема регистрирует колебания давления воздуха в манжете и переводит их в цифровые значения.

У здорового человека величина кровяного давления поддерживается на постоянном уровне и составляет в плечевой артерии 120 миллиметров ртутного столба, а при их расслаблении 70 миллиметров ртутного столба. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, например 120 на 70.

Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приёма различных стимулирующих веществ (кофе, чай) или медикаментов, которые повышают или понижают давление. Кровяное давление, которое возрастает в результате физической нагрузки или нервного напряжения, вскоре возвращается к норме.

В организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам её поступает больше, к другим меньше. Если орган работает, то кровь к нему поступает усиленно, принося дополнительный кислород и питательные вещества. В то же время приток крови к неработающим органам уменьшается.

Французский исследователь Анджело Моссо проделал следующий опыт. Он поместил человека на весы так, чтобы одна половина тела уравновешивала другую. После этого он предложил испытуемому решить арифметическую задачу.

Испытуемый задумался, и его голова стала опускаться вниз. Когда задача была решена, весы уравновесились. Далее Моссо предложил лежащему на весах человеку пошевелить пальцами ног. Весы опустились в сторону ног.

Этот опыт доказывает нам, что в организме человека постоянно происходит перераспределение крови.

Итог урока. Наибольшая скорость движения крови – в артериях, наименьшая – в капиллярах, в венах она снова возрастает. Причина движения крови – разность давления в сосудах в начале и в конце пути. Самое высокое давление – в аорте, самое низкое – в полых венах.

Давление в момент выброса крови в аорту называется верхним или систолическим. Наименьшее давление в момент расслабления сердца называется нижним или диастолическим. Пульсом называют ритмическое колебание стенок артерий.

По нему можно определить частоту и силу сердечных сокращений.

Источник: https://videouroki.net/video/23-dvizhieniie-krovi-po-sosudam.html

Конспект открытого урока биологии в 8 классе

Урок биологии 8 класс артериальное давление

01.12.2016 г.

Конкурс «УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017»

Урок биологии в 8 а классе МБОУ-СОШ № 7

Учитель Храмцова Ирина Петровна -учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ Займищенская СОШ

Тема урока: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа № 6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Цель: Создать условия для осознания блока новой информации с помощью компьютерной презентации и учебника.

Задачи урока:

  • Раскрыть причины движения крови

  • Выяснить природу пульса

  • Сформировать представление об автономии сердца, местной и центральной регуляции работы сердца

Оборудование и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация к уроку, учебник, рабочие листы учащихся

У. Скажи, откуда ты приходишь, красота?Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада!А если это так, то, что есть красотаИ почему ее обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота 

Или огонь, мерцающий в сосуде?

У. Что такое красота человека? (Ответы учащихся)

У. Это вы, это я, это мы с вами, это наше тело, наши мысли, наша душа, наше здоровье.

У. По мнению японского профессора К. Ниши, «здоровье человека зависит от того, как обращается кровь по сосудам, насколько беспрепятственно протекает она, какова скорость и сила ее движения, насколько совершенен ее состав».

У. Тема нашего сегодняшнего урока Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (ответы учащихся)

У – Я помогу вам сегодня:

Раскрыть причины движения крови

Выяснить природу пульса

Получить представление об автономии сердца, местной и центральной регуляции

  1. Проверка домашнего задания.

Для того чтобы нам сегодня все это узнать, мы должны повторить материал предыдущих уроков

1. Лови ошибку

1. Процесс пожирания инородних тел лейкоцитами называется фагоцитоз (да)

2. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу – артерии (нет – вены)

3. Различают четыре фазы сердечной деятельности (нет – три: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза )

4. Жидкая часть крови – плазма (да)

5. Кровь, насыщенная кислородом – венозная (нет, артериальная)

2. Установи соответствие

Установите соответствие между отделами кровеносной системы человека и видом проходящей через них крови.

Отделы кровеносной системы

Вид крови

А) левый желудочек

Б) лёгочная вена

В) аорта

Г) лёгочная артерия

Д) правое предсердие

Е) правый желудочек

Ж) нижняя полая вена

З) сонная артерия

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

3. Ответить на вопросы (выбрать один вопрос и написать ответ на него)

Вариант 1

Перечистить форменные элементы крови

Что такое артерии?

Описать Большой круг кровообращения

Вариант 2

Что входит в систему органов кровообращения?

Что такое вены?

Описать Малый круг кровообращения

Далее учащиеся обмениваются листами и проверяют друг у друга. На слайде правильные ответы

Вариант 1

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Артерии – это сосуды, которые несут артериальную кровь от сердца

Левый желудочек – аорта – артерии – капилляры – вены – правое предсердие

Вариант 2

Сердце и кровеносные сосуды

Вены – это сосуды, которые несут венозную кровь к сердцу

Правый желудочек – легочные артерии – легкие – капилляры – легочные вены – левое предсердие

Выставление оценок

  1. Изучение нового материала.

«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь».

Немного истории

  • В 1628 во Франкфурте был опубликован труд Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» . В нём он впервые сформулировал свою теорию кровообращения и привёл экспериментальные доказательства в её пользу.

    Измерив величину систолического объема, частоту сокращений сердца и общее количество крови в теле овцы, Гарвей доказал, что за 2 минуты вся кровь должна пройти через сердце, а в течение 30 минут через него проходит количество крови, равное весу животного.

Причины движения крови по сосудам

Что же заставляет двигаться кровь по нашим сосудам?

Стр. 86 (1 абзац) в учебнике. Прочитать и заполнить рабочие листы.

  1. Работа сердца

  2. Разность кровяного давления

  • В аорте – 150 мм рт. ст.,

  • В крупных артерия – 120 мм рт. ст.,

  • В капиллярах – 30 мм рт. ст.,

  • В венах около 10 мм рт. ст..

  1. Сокращение скелетной мускулатуры нижних конечностей

  2. Присасывающая сила грудной клетки

  3. Наличие клапанов в крупных венах

У. Давление крови на стенки сосудов создается силой сокращения желудочков сердца. В разных сосудах оно неодинаково. Кровяное давление наиболее высоко в аорте. По мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается, достигая наименьшей величины в верхней и нижней полых венах.

Разность давления в различных участках кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам, из области большего давления в область меньшего.

Кровяное давление обычно измеряют в плечевой артерии с помощью манометра. У молодых здоровых людей в состоянии покоя оно равно 120 мм рт.ст. в момент сокращения сердца и 70 мм рт.ст. при расслабленном сердце.

Задание для учащихся:

Произведите расчет теоретического кровяного давления по формулам.

Формула расчета давления

АД верхнее = 1,7* возраст + 83

АД нижнее = 1,6* возраст + 42

Помимо давления, мы можем и измерить пульс.

А как вы думаете – Что такое пульс?

(ответы учащихся)

Работа с учебником

Прочитайте текст на с. 87 (1 абзац) «Пульс»

Сформулируйте определение и запишите в Рабочий лист

(Пульс – ритмические колебания стенок сосудов, возникающие при гидродинамическом ударе во время сердечного выброса.)

При каждом сокращении левого желудочка кровь с силой ударяется об упругие стенки аорты и растягивает их. Волна колебаний, возникающая при этом, быстро распространяется по стенкам артерий.

Там, где крупные артерии лежат близко к поверхности тела, например на внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи и другим местам, прощупываются ритмические колебания стенок сосудов, называемые пульсом.

Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. Путем подсчета пульса можно определить количество сокращений сердца в 1 мин.

Обычно пульс взрослого человека в спокойном состоянии равен 70 ударам в минуту.

Частота пульса зависит от возраста:

* Ребенок в лоне матери – 160 ударов в минуту

* Ребенок после рождения – 140

* От рождения до года – 130

* От года до двух лет – 100

* От трех до семи лет – 95

* От 8 до 14 лет – 80

* Средний возраст – 72

* Преклонный возраст – 65

* При болезни – 120

* Время смерти – 160

  1. Проведем небольшую разминку. Измерить свой пульс в состоянии покоя и после приседаний. Приседания выполняются на счет учителя. Причем девочки выполняют приседания только на нечетный счет.

  2. Сделать вывод

Во время физической нагрузки – увеличивается частота ударов пульса – соответственно увеличивается ЧСС

Скорость кровотока

Выполнение Лабораторной работы в Рабочих листах

У большинства людей получается около 1—0,5 см/с. Это в 50— 100 раз меньше, чем в аорте, и в 25—50 раз меньше, чем в полых венах.

Кровь по сосудам малого и большого кругов кровообращения проходит за 27 с. Однако по различным участкам кровеносного русла кровь течет с разной скоростью.

В аорте она наибольшая – примерно 0,5 м/с, а в капиллярах она наименьшая – примерно 0,5-1,2 мм/с.

Благодаря медленному току крови в капиллярах кислород и питательные вещества успевают проникнуть в клетки, а продукты их жизнедеятельности и углекислый газ поступить в кровь.

Перераспределение крови в организме.

Лучше всего снабжаются кровью активно работающие органы. Дозировка поступающих питательных веществ и кислорода достигается путем спадения или расширения диаметра капилляров. Благодаря тому что в них создается большое давление, через них проходит много крови. Если же давление крови падает, часть капилляров сужается и через них кровь не проходит. (Опыт Моссо)

Работа сердца. Автоматия сердечной мышцы.

Сердце в покое за сутки сокращается примерно 100000 раз. При этом оно перекачивает около 10 т крови. Сократительную функцию сердца обеспечивает сердечная мышца.

В сердечной мышце есть особые клетки, в которых периодически возникает возбуждение, передающееся на мышечные стенки обоих предсердий и желудочков.

Поэтому отделы сердца сокращаются последовательно – сначала предсердия, а затем желудочки.

Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, получила название автоматии сердца. Автоматия обеспечивает относительно независимую от нервной системы работу сердца.

Регуляция работы сердца.

У. – Работа по стр. 91. Параграфа 20. Прочитать и заполнить схему в рабочих листах. 1 вариант – 3 и 4 абзац

2 вариант – 5 абзац

Проверка выполненной работы на слайде.

5.Закрепление знаний

Письменно ответить на вопросы в листах № 2. Выбрать по одному вопросу и написать ответ. Затем проверка.

В каких сосудах кровяное давление наибольшее, а в каких наименьшее?

Артерии – наибольшее

Вены – наименьшее

В каких участках тела мы можем находить пульс?

Там, где крупные артерии лежат близко к поверхности тела, например на внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи

Какие заболевания возникают при повышенном и при пониженном артериальном давлении?

Гипертония

Гипотония

  • Человеку исполнилось 50 лет. Сколько лет суммарно находились мышцы его предсердий и желудочков в состоянии диастолы?

  • По содержанию кислорода и питательных веществ артериальная кровь более качественна, чем венозная. Однако кровь у доноров берут из вен, а не из артерий. Почему?

6. Рефлексия.

На слайде вопросы:

– Меня удивило на уроке _____________________

– Больше всего мне понравилось ________________

– Самым сложным для меня было _______________

7. Оценки

8. Домашнее задание

§ 19, 20, конспект в рабочих листах

Практическая работа с. 91-92 учебник (выполнение дома)

9. Итог урока

«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь. Самым ярким проявлением движения является река с её чистой, прозрачной водой. Которую не в силах остановить никто. И я вам желаю, чтобы вы подобно реке двигались вперед по дороге знаний, чтобы вам все удавалось в этом нелегком пути и эта дорога для вас была чистой и прозрачной, подобно воде в реке.

9

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-otkrytogho-uroka-biologhii-v-8-klassie-d.html

БолезньЛечение
Добавить комментарий